Я на всякий случай вкратце тут опишу наиболее яркие вещи из ВШ, большинство из которых в современной выездке отсутствуют и потому могут быть незнакомы) Собрала по разным интернет-источникам, если где ошибаюсь - поправьте, я далеко не мастер ВШ)
Начнём с наиболее известного - испанский шаг или школьный шаг.
Основной элемент высшей школы верховой езды - искусственный аллюр при котором лошадь попеременно поднимает почти до горизонтального положения выпрямленные в запястном и путовом суставах передние ноги и плавно ставит их на землю, в то время как задние ноги переступают обычным шагом. Испанский шаг должен выполняться и в руках, и на свободе, и под седлом. Этот элемент является основой и испанской рыси, и пассажа, и пиаффе, и балансе. Качество испанского шага должно быть очень высоким. Испанский шаг выполняют во всех национальных школах верховой езды и часто в цирке.
Испанский шаг сильно развивает мышцы плечевого пояса лошади. В естественной среде обитания жеребец, выполняя нечто вроде испанского шага, с акцентированными махами передними ногами, прогоняет чужаков со своей территории.
Испанская рысь, или школьная рысь – движение лошади короткой ритмичной рысью с высоким выносом передних ног, выпрямленных в запястном и путовом суставах.
Балансе - ритмичное и широкое раскачивание лошади, которая перебрасывает вес тела с одной передней ноги на другую. Задние ноги либо стоят, либо тихо пиаффируют.
Галоп на трёх ногах.
Упражнение высшей школы верховой езды - искусственный галоп при котором одна из передних ног лошади все время вытянута вперед и не касается земли. Исполняется попеременно с левой и правой ноги.
Пассаж (фр. passage – проход, переход) – один из основных элементов высшей школы верховой езды, представляющий собой укороченную, высокую ритмичную рысь с сильным подведением задних ног под корпус и акцентированным сгибанием запястных и скакательных суставов. Зацеп копыта поднятой передней ноги должен подниматься до уровня середины пясти, зацеп заднего копыта должен быть чуть выше верхней границы путового сустава опорной задней ноги. Движения эластичные, элегантные с активным импульмом. Каждая диагональная пара ног поднимается и ставится в очень точном ритме с подвисанием.
Шея лошади приподнята и округлена, затылок находится в высшей точке, голова опущена почти вертикально.
Пиаффе (фр. piaffer - приплясывать, бить копытом землю)
Одно из основных упражнений высшей школы верховой езды - укороченная, собранная, высокая и ритмичная рысь на месте.
При выполнении пиаффе спина лошади мягко колеблется, круп слегка опущен, задние конечности активны и хорошо подведены под корпус, обеспечивая всему переду лошади очень большую легкость, свободу и подвижность.
Каждая диагональная пара ног попеременно поднимается и становится в постоянном ритме, подвисание слегка увеличено. Зацеп копыта передней ноги в момент выдержки поднят на высоту середины пясти опирающейся конечности.
Шея приподнята и округлена, голова почти в вертикальном положении.
Пезада (фр. pesade) – элемент, при котором лошадь спокойно поднимается почти вертикально на дыбы. При этом задние ноги согнуты, а передние подобраны. Исполняется как под всадником, так и без него. Пезада является первой и основной фигурой над землей, с ее обучения начинаются все школьные прыжки. Это, пожалуй, самый популярный элемент высшей школы. Он исполняется во всех национальных высших школах верховой езды и в цирке.
Мезер – невысокая пезада, отличающаяся большей собранностью лошади.
Левада - элемент высшей школы верховой езды при котором лошадь отрывает от земли передние конечности и несколько секунд стоит на сильно согнутых в суставах задних ногах. При этом корпус лошади образует с поверхностью земли угол ок. 30*, передние конечности согнуты, подплечья почти в горизонтальном положении, копыта приближены к локтевым суставам.
Сентаво – проходка лошади на задних ногах. Выполняется как под всадником, так и без него.
Этот элемент очень сложен для лошади, так как требует больших физических усилий. Его исполнение показано только лошадям с очень здоровыми и сильными задними ногами.
Амбуатэ – элемент, имитирующий движение нападающего жеребца, который при подскоке с рыси высоко выбрасывает одну переднюю ногу. Это очень редкий элемент, по сложности превосходящий каприоль, а потому демонстрируется очень редко и даже не во всех национальных школах.
Переходим к школьным прыжкам) Они являются логическим продолжением поднятия на задние ноги и обучаются им только лошади, обученные пазаде.
Лансада (фр. lancade) – один из школьных прыжков. Лошадь поднимается в положение левады, затем резко отталкивается и, совершив прыжок по дугообразной траектории, приземляется на передние ноги.
Этот прыжок малозрелищен и редко исполняется на шоу в национальных школах верховой езды.
Крупада (фр. croupade) – школьный прыжок лошади с подобранными ногами, после которого она приземляется на место отталкивания. К крупаде переходят после исполнения пиаффе.
Курбет (фр. courbette) – школьный прыжок. Лошадь, выполняющая пиаффе, поднимается в положение левады, совершает прыжок вперед и вверх и приземляется на обе задние ноги. Иными словами, это прыжок на задних ногах. Его повторяют не более 3-5 раз подряд, поскольку задние ноги лошади испытывают большое напряжение.
Набор из 5-6 курбетов, выполняющихся по прямой, называется сарабанда. Крест – два курбета вперед, два назад, два влево и два вправо.
Баллотада – школьный прыжок на месте, при котором лошадь, находясь в воздухе, передние ноги подгибает к животу, а задние разгибает в путовых суставах, как бы показывая подковы. Приземлившись на все 4 ноги, лошадь переходит в пиаффе.
Каприоль (ит. сapriole от лат. сapra – коза, дословно «козий прыжок») – школьный прыжок, при котором лошадь, встав на дыбы и стремительно оттолкнувшись от земли, летит вперед, как олень, с вытянутыми назад задними и подогнутыми передними ногами. Называется также оленьим прыжком. Самый трудный и эффектный элемент Высшей школы.
- Подпись автора
J'ai l'avenir
Gravé dans ta main,
J'ai l'avenir
Tracé comme tu l'écris
Tiens, Riens
Ne nous emmène plus loin
Qu'un geste qui nous revient...